127220, г. Москва, ул. Башиловская, 12
 Пн-Чт: 9:00 - 18:00; Пт: 9:00 - 16:45; Выходной: Сб, Вс
 EN

Справочный раздел

Задать вопрос

Зачем нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.

Обязательная маркировка коснётся категорий товаров: лекарства, обувь, фототовары, шины и покрышки, парфюмерия, табак, воды, молочных продуктов, пива, БАД, консерв и др. Маркировка призвана защитить покупателей от контрафактной продукции и помочь повысить уплату налогов, поскольку вытеснит с рынка недобросовестных налогоплательщиков.

В декабре 2017 г. Президент РФ В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).

Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:

• 1. За счет снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы.

• 2. Бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time. Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции.

• 3. Подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали).

• 4. Бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы.

• 5. Бизнес наладит учет. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет в будущем предпринимателям навести порядок в своем бизнесе.

• 6. Бизнес перейдет на электронный документооборот. ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании, снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда.

Для кого нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Внедрение национальной системы маркировки товаров выгодно потребителям, бизнесу и государству:

Потребитель может не сомневаться в легальности приобретаемых продуктов, их безопасности для жизни и здоровья. Через приложение любой гражданин сможет сообщить об обнаруженной нелегальной продукции, и эта информация будет передана в соответствующий контрольный орган.

Легальные производители и импортеры, участвуя в национальной системе маркировки товаров, получают рост выручки и повышение конкурентоспособности, благодаря снижению доли контрафакта и контрабанды на рынке. Бизнес сможет отслеживать движение продукции и экономить на логистике, оптимизируя поставки и складские запасы на основе актуального статистического материала о сезонности, интенсивности и географии продаж. В результате сократятся издержки и увеличится производительность труда.

На уровне государства маркировка товаров обеспечит сокращение «теневого» рынка, повышение налоговых платежей и таможенных сборов, снижение расходов на организацию контроля товарных рынков.

Как работает Честный ЗНАК, и из чего состоит процесс маркировки?

Процесс состоит из следующих этапов:

1. Участник оборота товара регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ).

2. Производитель или импортер заказывают цифровой код в ГИС МТ и наносят уникальный код на товар.

3. По цифровому коду — коду маркировки фиксируется вся логистическая цепь, по которой перемещается предмет маркировки, — от завода до потребителя, от ввода в оборот до выбытия товара из оборота.

4. Код сканируется при продаже на кассе. В систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.

5. Используя мобильное приложение для цифровой маркировки товара, потребитель может проверить его легальность.

Запуск обязательной маркировки товаров:
1 июля 2020 года
— Все лекарственные препараты, Табачная продукция, Обувные товары (вступает запрет на немаркированную продукцию)

1 октября 2020 года
— Духи и туалетная вода

1 октября 2020 года
— Фотоаппараты и лампы-вспышки (вступает запрет на немаркированную продукцию)

1 ноября 2020 года
— Шины и покрышки

1 января 2021 года
— некоторые товары Легкой промышленности (вступает запрет на немаркированную продукцию)

В эксперименте по маркировке сейчас находятся: Кресла-коляски, Велосипеды, Молочная продукция, Питьевая вода К 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Поэтому каждый владелец бизнеса уже сегодня должен подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней.

Кто наносит цифровой код на товар?

Центр развития перспективных технологий создает уникальный цифровой код Data Matrix и отправляет его добросовестным производителям и импортерам. Они наносят код на каждую упаковку своего товара. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки.

Почему код нельзя подделать?

Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.

При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт. Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.

Кто отвечает за работу системы маркировки и прослеживаемости товаров?

Мировой опыт показывает, что для запуска проектов по маркировке государства чаще всего привлекают частного оператора. В Китае — это компания Alihealth, принадлежащая Alibaba, в Бразилии — швейцарская компания SICPA. Такой оператор, инвестируя собственные средства, не создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет. В России Единая система маркировки и прослеживаемости товаров работает в формате государственно-частного партнерства. Центр развития перспективных технологий — частный и единый оператор системы.

Эффективна ли система маркировки?

По ряду товарных категорий маркировка показала эффект от обеления рынка.

Например, Discovery Research Group до появления маркировки оценивала объем российского рынка обуви в 329 млн пар. Система маркировки показала, что цифры серьезно занижены, чем считалось. Так, сейчас в системе «Честный знак» уже выпущено более 2 млрд кодов для маркировки обуви и рост продолжается.

Маркировка табака за прошедшее время позволила выявить на рынке на 30% больше табачных производителей. В конце 2018 — начале 2019 годов эти фабрики начали передавать в ФНС сведения о максимальной розничной цене (МРЦ). Подачу данных в ФНС также возобновили компании, которые были зарегистрированы несколько лет назад, но не подавали информацию об МРЦ. Это говорит о том, что они с большой долей вероятности выпускали продукцию без акцизов, что из-за появления маркировки стало невозможным.

Эксперимент по маркировке привел к снижению контрафакта и в той категории, где он в прямом смысле опасен для жизни. По оценкам Росздравнадзора, оборот недоброкачественных лекарств за это время снизился в 2,5 раза. По подсчетам BIOCAD, нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов сократился в 10 раз. При этом в 2018 году на рынке появилось 568 новых наименований лекарств стоимостью до 20 руб., а на 440 таких медикаментов цена еще сократилась, следует из данных DSM Group. Это может быть связано с тем, что препараты дешевле 20 руб. маркируются за счет ЦРПТ.

В легкой промышленности доля нелегального оборота за три года сократилась с 31% до 18%, сообщил Минпромторг. Это значит, что около 375 млрд руб. продаж изделий из ткани, одежды и пр. вышли из тени. С учетом всего размера российского рынка одежды, обуви и аксессуаров (2,3 трлн руб., по оценкам Fashion Consulting Group), в серой зоне остается еще более 400 млрд руб.

Опыт других стран тоже демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии за первые два года собираемость налогов выросла на 20% в сегменте пива и безалкогольных напитков, на 40% — в сегменте табачных изделий. В Турции объемы нелегальных продаж сигарет снизились на 11% за первые три года. В странах ЕС система цифровой прослеживаемости снизила оборот контрабандной продукции на 30% за 5 лет. Большая часть этой выручки перешла к легальным производителям.

Почему оператором системы стал именно ЦРПТ?

В конце 2017 года Президент России Владимир Путин одобрил ноябрьское решение Правительства о создании до 2024 года Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий.

ЦРПТ — совместный проект ЮСМ, госкорпорации Ростех и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого. Такой состав акционеров позволяет объединять производственные ресурсы, опыт реализации крупных трансформационных проектов, экспертизу в области криптографии, обслуживания сотен тысяч клиентов и технической поддержки. Кроме того, финансовые возможности акционеров позволят организовать локализацию оборудования и его производства в достаточных для рынка объемах.

В июне 2019 года подписано СОГЛАШЕНИЕ о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для обеспечения маркировки отдельных видов товаров и мониторинга их оборота. Было определено, что публичным партнером и координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России, частным — «Оператор-ЦРПТ», дочерняя компания Центра развития перспективных технологий.