Для начала заметим, что нужно разделять производственную маркировку и обязательную маркировку в системе «Честный ЗНАК». Первичная маркировка шин в виде буквенных, числовых и символьных обозначений выполняется заводом-производителем. Она содержит в себе информацию о назначении, технических и эксплуатационных параметрах изделия. Также с целью «обеления» рынка с 2021 года в России начала действовать обязательная маркировка шин и покрышек в информационной системе «Честный ЗНАК».
Как расшифровать маркировку производителя на шине
Общепринятые идентификационные знаки, наносимые на покрышки легковых автомобилей, содержат в себе следующую информацию:
- размеры, обозначаемые в виде ХХХ/ХХ/RХХ. Первые 3 цифры указывают на ширину в миллиметрах, вторые 2 цифры – на высоту в процентах от ширины. Последнее значение обозначает диаметр шины в дюймах. Буква R в данном случае означает не радиус (чем часто вводит в заблуждение), а радиальную конструкцию покрышки;
- индекс грузоподъемности, указываемый в числовом виде ХХ либо ХХХ. Отвечает за предельную грузоподъемность покрышки во время движения;
- индекс скорости, относящийся к индексу грузоподъемности. Обозначается латинской буквой, соответствующей его значению. Зачастую последние 2 индекса указываются в паре, например – 89L;
- дата изготовления. Она указывается в виде цифрового значения ХХ/ХХ, где первая пара чисел обозначает неделю, а вторая – год;
- износостойкость. Обозначается словом «Treadwear» либо аббревиатурой TWI и несколькими цифрами. Их значение нужно умножить на 480, чтобы получить пробег до критического износа покрышки. Например, при указанном TWI 300 разрушение шины начнется после 300х480=144000 км пути;
- сцепление с дорогой. Указывается словом «Traction» и двумя латинскими буквами. Класс АА соответствует максимальному сцеплению, а класс СС – худшему;
- температурная стойкость. Отвечает за сохранение шиной исходных характеристик при езде с высокой скоростью, приводящей к нагреву. Обозначается буквами, А, В либо С. Практически все современные покрышки относятся к высшему классу А.
Шины для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и другой колесной техники содержат в своей маркировке точно такую же информацию, как и покрышки для легковых авто, а также несколько дополнительных пунктов. Чаще всего встречается указание направления вращения в виде слова «Rotation» со стрелочкой и обозначение принадлежности покрышки к усиленной категории в виде сокращений XL, EL либо слов «Extra Load». Многие производители наносят сведения о слойности в виде маркировки нс14, нс16, где цифры соответствуют количеству слоев.
Кроме указанной информации, на шины в обязательном порядке наносятся данные об их сезонности. В частности, всесезонная резина маркируется как M+S, что является сокращением от Mud + Snow (грязь и снег). Зимние покрышки имеют аналогичное обозначение, дополненное изображением снежинки в треугольнике либо горы и снежинки. Изделия, разработанные для эксплуатации во влажном климате и имеющие устойчивость к аквапланированию, снабжаются символами Aqua, Rain или Water. Летние шины специальным образом не маркируются, поскольку являются базовыми по умолчанию.
В зависимости от принадлежности покрышки к конкретному классу транспортных средств, производитель наносит на нее обозначения:
- Р – пассажирские авто;
- SUB – внедорожники;
- ST – специальный трейлер;
- LI либо С – микроавтобусы, легкие грузовики;
- CMS – горная техника;
- LCM – лесозаготовительные машины;
- HCV – тяжелая строительная техника;
- М/С – мотоциклы;
- LPT – различные прицепы;
- Т – временные шины.
Кроме указанных обозначений, на покрышках может указываться название модели, модификации, а также другая специальная информация на усмотрение производителя.
Маркировка шин в системе «Честный ЗНАК»
Обязательная маркировка покрышек и шин в РФ была запущена 1 марта 2021 г. С этого момента реализация, ввод в оборот и вывод из оборота любых немаркированных изделий из данной категории товаров стали полностью запрещены. Регламентируется данная процедура распоряжением Правительства №792 от 2018 г. Ее введение обусловлено борьбой с производством и сбытом контрафактной продукции, а также импортированием изделий ненадлежащего качества. Маркировка позволила существенно уменьшить количество несоответствующих требованиям надежности и безопасности покрышек и шин, поступающих на отечественный рынок.
Этапы внедрения маркировки шин
Запуск обязательной маркировки продукции данного типа выполнялся в несколько этапов. С 1 ноября 2020 г. были полностью запрещены импортирование и производство немаркированных шин. С 15 декабря того же года вступил в действие запрет на оборот и вывод из оборота покрышек и шин, не имеющих идентификационных знаков. Он распространялся на всю продукцию, приобретенную ранее 1 ноября, но попавшую на внутренний рынок после этой даты.
С 1 марта 2021 г. необходимым условием стала передача сведений о любых перемещениях продукции в систему «Честный ЗНАК». До этой даты оптовые и розничные продавцы были обязаны промаркировать остатки нереализованных изделий. С 1 января 2022 г. все участники оборота, кроме потребителей, должны использовать ЭДО для передачи в систему сведений о любых перемещениях шин и покрышек до момента их реализации конечному покупателю.
Какая шинная продукция подлежит обязательной маркировке
Согласно действующим требованиям, маркировке при помощи нанесения идентификационных кодов подлежат все новые (не бывшие в употреблении) покрышки и шины для:
- легковых автомобилей;
- автобусов;
- грузового колесного транспорта;
- мотоциклов;
- строительных машин;
- колесной техники, используемой в горном деле и промышленности;
- лесных и сельскохозяйственных машин.
Данные требования распространяются как на импортируемые изделия, так и на произведенные внутри страны.
Не подлежащие маркировке товары
Обязательная маркировка не требуется для следующей продукции:
- бывшие в употреблении и восстановленные шины для транспорта любых категорий;
- резиновые камеры;
- покрышки велосипедные;
- ободные ленты;
- шины авиационные;
- сменные протекторные элементы;
- шины, интегрированные с дисками либо являющиеся составной частью автомобиля.
Оборудование для нанесения знаков
Процесс маркировки предполагает применение специального технологического оснащения. Для печати наклеек применяются термотрансферные и другие принтеры. Для их нанесения используется интегрированное в производственные линии оборудование. Сканирование знаков осуществляется при помощи ручных и автоматических сканеров, включая совмещенные с бракираторами. Последние позволяют выполнять отбраковку непосредственно на конвейере.
Как маркируются колеса в системе «Честный ЗНАК»
Процесс маркирования покрышек включает в себя следующие этапы:
- заказ идентификационных кодов в системе «Честный ЗНАК»;
- нанесение наклеек на продукцию ручным или автоматизированным способом;
- передача информации в систему о вводе изделия в оборот;
- создание универсального передаточного документа (УПД) с наборами кодов для продавцов оптовой торговли;
- передача оптовиком информации о получении товара через ЭДО;
- формирование УПД для продавцов розничной торговли;
- передача сведений о приемке товара в систему;
- выведение кода из оборота после продажи шины конечному покупателю.
Кто проверяет маркировку шин
Соблюдение законодательства в сфере маркировки автомобильных шин обеспечивается проверками, проводимыми представителями Роспотребнадзора. Они осуществляют контроль на всех этапах перемещения товаров из данной категории – начиная с поступления в оборот и заканчивая продажей в магазинах розничной торговли. Проверки выполняются путем осмотра изделий на факт наличия идентификационных кодов и сканированием последних. При выявлении нарушений продукция изымается из оборота.
Ответственность за несоблюдение правил маркировки
За изготовление и реализацию немаркированных покрышек на организации и предпринимателей накладываются штрафы в размере до 300 000 рублей. Если указанные нарушения совершены в особо крупных размерах, то предусматривается уголовная ответственность сроком до 6 лет. Аналогичное наказание применяется и в случае выявления фактов подделки идентификационных кодов. При повторном нарушении законодательства в области маркировки шинных изделий деятельность торговой организации может быть приостановлена на длительное время.
Оптимальное решение для вашего бизнеса
«Корпорация ЗНАК» предлагает программное обеспечение для маркировки покрышек собственной разработки. Наше решение отличается удобством в использовании, надежностью и гибкостью. Оно легко интегрируется с другими программами (включая системы управления организациями) и софтом технологического оборудования. Программное обеспечение может быть модернизировано под фактические условия и потребности конкретного производства с учетом особенностей всех процессов и оснащения. Для заказа ПО свяжитесь с нами любым удобным способом, и менеджеры компании ответят на все вопросы.
Мы предлагаем не только программное обеспечение, но и услуги по его установке, настройке и обучению персонала. В случае необходимости поможем вам подобрать оптимальное оборудование для модернизации ваших технологических линий, а также выполним его интеграцию в единую сеть. Это обеспечит максимальную автоматизацию производства и повышение его эффективности в короткие сроки.