Обязательная маркировка пива и пивных напитков вводится поэтапно в 2023 году. Все производители пенного напитка, а также другие участники рынка должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» и вносить в нее актуальную информацию о поступлении пивной продукции в продажу, перемещении ее в торговые точки и выбытии из оборота.
Сначала маркировка пива и других слабоалкогольных напитков внедрялась в качестве пилотного проекта, который проходил в России с 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года. В течение этого периода маркировка была добровольной. Однако начиная с апреля 2023 года было решено обязать всех участников рынка маркировать пивные напитки. Поэтапное введение обязательной маркировки осуществляется на основании постановления Правительства №2173 от 30 ноября 2022 г.
Этапы внедрения маркировки пива
Внедрение обязательной маркировки – это последовательный процесс, состоящий из нескольких этапов:
- С 1 апреля 2023 года маркировка коснулась всех производителей пива в кегах и другой крупной таре.
- С 1 октября 2023 года нужно будет в обязательном порядке маркировать пиво в стеклянных и пластиковых бутылках.
- С 15 января 2024 года указывать коды маркировки потребуется на алюминиевых банках, в которых будут поставляться в продажу пиво и слабоалкогольные напитки.
С 1 июня 2024 года все торговые точки, в ассортименте которых присутствует пиво, продаваемое покупателям на розлив, должны будут также передавать информацию о продажах в систему «Честный ЗНАК».
Какие напитки нужно маркировать
Полный перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, был утвержден соответствующим постановлением Правительства №204, которое вступило в законную силу 17 февраля 2021 года.
Согласно указанном документу, маркировать необходимо следующие разновидности слабоалкогольных напитков (наименования приведены с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС):
- пиво солодовое в емкостях 10 л или менее, в бутылках (2203 00 010 0);
- прочее пиво солодовое в емкостях 10 л или менее (за исключением пивных напитков) (2203 00 090 0);
- пиво солодовое в емкостях емкостью более 10 л (2203 00 100 0);
- безалкогольное пиво (2202 91 000 0);
- прочее пиво солодовое в емкостях 10 л или менее (в части пивных напитков) (2203 00 090 0);
- сидр и грушевый сидр игристые (2206 00 310 0);
- сидр и грушевый сидр неигристые в емкостях 2 л или менее (2206 00 510 0);
- сидр и грушевый сидр неигристые в емкостях более 2 л (2206 00 510 0);
- прочие сброженные игристые напитки с фактической концентрацией спирта не более 7 об. % (2206 00 390 1);
- прочие сброженные неигристые напитки в емкостях 2 л или менее, с фактической концентрацией спирта не более 7 об. % (2206 00 590 1);
- прочие сброженные неигристые напитки в емкостях более 2 л, с фактической концентрацией спирта не более 7 об. % (2206 00 890 1).
Каким товарам не нужна маркировка
Не требуется маркировать пиво и другие слабоалкогольные напитки, производство которых осуществлялось раньше того момента, когда была запущена обязательная маркировка. Данную продукцию допускается хранить на складе и реализовывать в торговых точках. В розничных и оптовых магазинах ее не запрещается продавать до истечения срока годности, но не позднее той даты, когда будет запрещена продажа остатков.
Запрет на транспортировку и продажу немаркированных остатков продукции со складов вступает в силу:
- 1 апреля 2024 года – для напитков в кегах;
- 15 апреля 2025 года – для напитков в ПЭТ-упаковках, а также алюминиевых банках и стеклянных бутылках.
Какое оборудование необходимо для маркировки
Чтобы наносить маркировку на пивную продукцию, нужно использовать особое технологическое оборудование. Оно необходимо для запрашивания кодов в системе «Честный ЗНАК». Также требуются специальные принтеры для печати кодов Data Matrix.
Всем участникам рынка, которые участвуют в обороте маркированного пива, требуется иметь в наличии/подключить:
- ЭЦП;
- терминал сбора данных (ТСД) или сканер штрихкодов для распознавания Data Matrix;
- ЭДО.
Производителям также нужен Программно-аппаратный комплекс (ПАК) для того, чтобы заказывать коды маркировки. В точке продаж требуется онлайн-касса, которая оборудована сканером штрихкодов, а также Товароучетная система.
Наклейка кодов маркировки на тару может осуществляться как вручную, так и с помощью специальных автоматизированных линий. Чтобы процесс нанесения кодов был как можно более быстрым и эффективным, а участие работников – минимальным, необходимо установить соответствующее ПО. В настоящее время в продаже имеется специализированный софт, при разработке которого создатели учли все технологические особенности приготовления слабоалкогольных напитков. Он нужен не только для автоматизации процесса маркировки, но и для запрашивания кодов, их печати и отслеживания дальнейших перемещений продукции вплоть до выбытия из оборота.
Как маркируется пиво
Для маркировки пива и слабоалкогольных напитков применяются двумерные матричные штрихкоды Data Matrix. В них содержится вся необходимая информация о продукции и производителе, которая отслеживается с помощью системы «Честный ЗНАК». Обязательная маркировка пива предполагает нанесение кодов Data Matrix на стеклянные бутылки, кеги или другую тару, используемую для розлива напитка.
Ответственность за маркировку пива лежит на производителе и импортере. Они участвуют в формировании специального каталога, который находится в личном кабинете ГИС МТ, также заказывают уникальные коды, а затем наносят их на каждую банку или бутылку с пивом. Только после этого товар вводят в оборот и отгружают его в розничные и оптовые торговые сети.
Когда происходит продажа пива в магазине, кассир с помощью сканера считывает код Data Matrix с упаковки. В этот момент сведения о продаже маркированного пива поступают в ОФД (Оператор фискальных данных), который передает в налоговую сведения о том, что в системе маркировки произошел вывод товара из оборота.
Кто проверяет маркировку и каким образом?
По решению Госдумы ответственность за проверку маркировки возложена на Роспотребнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека получила все необходимые полномочия по контролю за тем, чтобы участники рынка соблюдали правила маркировки.
Представители Роспотребнадзора контролируют продавцов и владельцев агрегаторов. Они будут отслеживать своевременную передачу информации в системе «Честный ЗНАК» и осуществлять мониторинг за оборотом пивной продукции.
Ответственность за нарушение правил маркировки пива
Нарушениями считаются ошибки в маркировке: неуказанный или ошибочно указанный код товара в реквизитах кассового чека, а также отсутствие кода Data Matrix на таре.
За производство и продажу немаркированного пива и слабоалкогольных напитков предусмотрены штрафные санкции (согласно ст. 15. 12 КоАП РФ):
- 50-100 тысяч рублей с конфискацией продукции – для юридических лиц.
- 5-10 тысяч рублей с конфискацией продукции – для должностных лиц.
За продажу, транспортировку и хранение пивной продукции без передачи информации в систему «Честный ЗНАК» предусмотрены штрафы:
- 50-300 тысяч рублей – для юридических лиц;
- 5-10 тысяч рублей – для должностных лиц.
- 2-4 тысячи рублей – для физических лиц.
Что предлагает «Корпорация ЗНАК» предпринимателям
Наша компания поставляет стабильное программное решение для маркировки пива по системе «Честный ЗНАК» собственной разработки, а также оказывает услуги настройки оборудования, требуемого для распечатки и распознавания кодов Data Matrix.
Среди преимуществ сотрудничества с нами клиенты отмечают:
- Полное информационное сопровождение на всех этапах работы.
- Помощь технических специалистов с высокой квалификацией при необходимости решить возникшие проблемы в короткие сроки.
- Возможность заказать программное обеспечение для маркировки пива и пивных напитков под ключ.
Мы имеем большой опыт с ПО для маркировки и помогли десяткам предприятий разного масштаба из различных регионов России оптимизировать и существенно упростить технологический процесс.